Какие загадки оставил визит кометы Чурюмова-Герасименко?

Кометы — настоящие природные лаборатории, где складываются сложные молекулы и даже органические соединения — то, что можно назвать «кирпичиками жизни». Это одна из причин, почему кометы так интересуют астрономов. В 2016 году космической станции «Розетта» впервые удалось сесть на поверхность кометы, открытой в 1969 году советскими астрономами Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко.

Это позволило передать на Землю данные о ее форме, устройстве, звуке и даже запахе (не самом приятном). В итоге миссия принесла несколько открытий и даже поставила под сомнение ряд теорий об устройстве Солнечной системы.

«Розетта» — плод совместной работы Европейского космического агентства и NASA. Название станции отсылает к знаменитому Розеттскому камню. Это плита с выбитыми на ней иероглифами и их греческим переводом обнаружена при раскопках в Египте больше 200 лет назад. Благодаря ей ученым удалось расшифровать древнеегипетскую письменность и получить доступ к тайнам этой цивилизации.
Миссия «Розетты» должна была стать таким же проводником в прошлое, но в масштабах Солнечной системы. Для этого на станции находился спускаемый аппарат «Филы» (в честь египетского острова, где нашли камень с другими важными надписями), а на его борту — спектрографы, хроматографы, магнитографы, датчики температуры, плотности и другие приборы.

Космический аппарат “Розетта” / ©homo-science.ru

Первые же публикации, основанные на данных «Розетты», поставили под сомнение некоторые прежние теории. Согласно одной из них, вода появилась на Земле из комет, которые падали на ее поверхность. Еще на подлете бортовой спектрограф «Розетты» выявил в газовой оболочке (коме) кометы Чурюмова — Герасименко следы водяного пара.

Но состав этого пара оказался непохожим на состав земной воды: он содержал слишком много дейтерия. Это тяжелый изотоп водорода, который есть и на Земле. Содержание дейтерия в земной воде — около трех атомов на 10 тысяч молекул. Но в «кометной воде» дейтерия оказалось в три раза больше. Если вода в кометах отличается от земной, значит, нашу планету «намочил» кто-то другой: например, астероиды. Но для точных выводов понадобятся еще данные.

Поверхность кометы Чурюмова-Герасименко / ©homo-science.ru
Другим большим открытием стало то, что на комете могут существовать вещества, из которых состоят все привычные нам живые организмы. Так, «Розетта» обнаружила в атмосфере кометы глицин — одну из самых распространенных аминокислот, а также фосфор — ключевой компонент молекулы ДНК и клеточных мембран.

Кроме того, тандем «Розетты» и «Фила» получил данные о присутствии в атмосфере алкоголя, гликолевого альдегида (разновидность сахара), а также 19 других органических молекул. Ученые предполагают, что сложную органику могли занести на Землю кометы. А некоторые специалисты даже заключили, что на комете могут существовать простейшие формы жизни. Ее поверхность может быть даже благоприятнее для жизни микробов, чем некоторые полярные регионы Земли.

Комета Чурюмова — Герасименко / ©homo-science.ru

Еще одной неожиданностью стало то, что в атмосфере кометы оказалось много кислорода. Считается, что в кометах сохранилось в неизменном виде первородное вещество, из которого образовалась и наша Солнечная система. Однако ранее в кометах находили только воду, углекислый и угарный газ. Ученые считали, что формирование Солнечной системы сопровождалось выделением большого количества тепла.

Свободный кислород в таких условиях не сохранялся, вступая в соединения с другими элементами (например, водородом). Но открытие древнего кометного кислорода может говорить о том, что кислорода при образовании Солнечной системы было куда больше, а температура была мягче.

Поверхность кометы Чурюмова-Герасименко / ©homo-science.ru

Хотя со времени окончания миссии аппаратов «Филы» и «Розетта» прошли годы, полученных данных должно хватить на 20 лет исследований. Возможно, нас ждут и другие откровения. Кстати, почувствовать себя вблизи кометы может любой из нас. У нее узнаваемый, хоть и не очень приятный «аромат», который образуют молекулы сероводорода (тухлые яйца), аммиака (моча) и синильной кислоты (горький миндаль).

Британская парфюмерная компания The Aroma Company даже создала духи с ароматом кометы Чурюмова — Герасименко. Впрочем, в широкой продаже их не найдешь.