Хореограф Анна Вартапетова: «Я на ставлю себе рамок. Хореография - искусство без границ!»



Интервью с Анной Вартапетовой – хореографом, артисткой балета, кандидатом педагогических наук, лауреатом международных конкурсов об интересных нюансах творческой профессии.

Со своими учениками вы бываете на гастролях за границей. Преподаете ли за рубежом мастер-классы для иностранцев?
В России у нас всегда много концертов. Мы с моими студентами часто участвуем в различных конкурсах и фестивалях, всероссийских и международных. Меня, как специалиста, часто приглашают быть членом жюри конкурсов, поделиться методическим опытом, провести мастер-классы как в России, так и за рубежом.Иногда я езжу со своими студентами. Из недавнего творческого прошлого не могу не рассказать о совместном проекте Российского Центра Науки и Культуры в Дели (Индия). Мы готовили программу выступлений и мастер классов. Это был общий концерт, где выступали и российские, и индийские дети, и мои ученики, приехавшие из Москвы . Мы дважды делали такую коллаборацию, которая прошла с большим успехом. Нас показывали по индийскому телевидению, брали у нас интервью. Это было знаковое событие.

Совсем недавно я ездила как приглашенный специалист в Бухарест, где провела замечательную неделю мастер-классов по классическому и народно-сценическому танцу. По итогу мы показывали наши программы в театре, который сняла для нас организатор и директор балетной школы Каталина Тудор. Дети демонстрировали, чему они научились за неделю интенсива. Эта практика очень результативна.
У меня проходили мастер-классы в Болгарии с детьми, которые занимаются хореографией,вокалом и актерским мастерством. У нас был выездной балетный лагерь. К нам приходили болгары и русские детишки, с которыми мы изначально поехали. Это были летние
насыщенные занятия. Каждый день был определенный набор предметов. Стоит заметить, что помимо балетного лагеря там было много различных творческих коллективов. Там были и певцы, и музыканты, и художники . В конце смен мы делали показы для гостей лагеря и самих участников.
Не могу не отметить свое неоднократное посещение Сеула. Вообще с Кореей у меня многое связано. Там очень благодарная и несколько фанатичная публика . Тот предмет, который я преподаю, является русским ноу-хау, поскольку в балетных школах мира до сих пор нет народно сценического танца как предмета, встроенного в систему профессионального обучения, как это есть у нас. Это уникальное направление в балетном искусстве сформировалось только в России в конце 19 века. Танцовщики Мариинского театра – Лопухов, Ширяев, Бочаров написали целый учебник «Основы характерного танца» по урокам народно-сценического танца, которым до сих пор пользуемся мы. Много известных балетмейстеров ставили народно- сценическую (характерную) хореографию как часть балетных спектаклей и как самостоятельные концертные номера. Это Фокин, Горский, Моисеев, Голейзовский, Вайнонен и многие другие. Эта система выстраивалась столетиями.Поэтому нельзя представить полноценный балетный спектакль без народно характерных танцев. И именно поэтому в Корее мои уроки всегда воспринимаются с особым интересом.

Вы известный преподаватель, приезжают ли к вам в Россию иностранцы на обучение?
Иногда иностранные студенты приезжают и в Москву. Относительно недавно приезжали студенты из Китая на конкурс «Надежда». Я давала им мастер-классы по народно-сценическому танцу. Не могу не вспомнить делегацию из Франции, Парижа. Это был творческий коллектив из разновозрастных участников (16-65 лет), любителей фольклора под руковотством Кристины Карлюк. Я им поставила хоровод. От них остались прекрасные воспоминания, хоть это были и не профессионалы, а простые люди, которым нравится танцевать.

Расскажите о новшествах, которые вы внедряете в свои танцы.
Я готовлю большой проект именно для преподавателей, который для русскоязычной публики уже доступен. Для всех, кто не может приехать в Москву, я выпускаю обучающие видео на YouTube. Они сделаны по темам, например, татарский, цыганский танец. Это небольшие ролики, где можно посмотреть движения ног, рук. Сейчас у меня готовится новая партия уроков.

Очень рада комментариям, которые очень доброжелательные. Я вижу, что людям полезно то, чем я занимаюсь. Пишут мне многие, но недавно ко мне обратился человек в соцсетях и сказал, что является поклонником моего творчества, и что мои ролики вдохновили его на создание танца. Он сам преподаватель бальных танцев, а это не совсем наша сфера, так как хореография разделяется на много жанров, при этом мужчина собрал свой коллектив и поставил русский танец именно на основе тех движений, которые я давала.
Серьезные концерты проходят дважды в год. Мы готовим новую программу, так как обновляются классы, а танцы ставятся соответственно уровню детей. При этом я создаю программу и с массовыми, и сольными концертными номерами, сама подбираю музыку, которая бы цепляла.
Хореограф Анна Вартапетова: «Я на ставлю себе рамок. Хореография - искусство без границ!»

Где вы берете идеи и вдохновение для создания своих постановок?
Идеи для поставок у меня зарождаются в музыке. В ней много красок, вырисовываются определенные образы. Если это симфоническое произведение, то по мне целесообразнее использовать большое количество участников. Если камерная музыка либо играет два инструмента, то можно поставить либо сольный номер, либо дуэт. Еще я могу использовать в моменте танца какие-то предметы, которые подчеркнут идею и сюжет.Всегда сюжетная хореография смотрится интересней бессюжетной. Вариантов масса.

Недавно я ставила номер на двух девочек. Это были две шахматные королевы с двумя разными характерами. Использовались два цвета, контраст черного и белого. У девочек были шпаги. Так я обыграла их взаимодействие в танце.

Что было самое запоминающееся для вас, связанное с танцами?
Самое запоминающееся для меня – это вся моя балетная жизнь.Мой долгий путь пройденный от девочки, которую привела мама на занятия балетом, до дипломированной артистки балета, профессионального педагога хореографа до кандидата педагогических наук, доцента кафедры Классического танца Московского Государственного института культуры. Это большой кусок жизни, когда я сама была исполнителем, стояла по ту сторону рампы. Моя сценическая практика дала мне огромный опыт и вдохновение для того, чтобы двигаться дальше и раскрыть себя не только как педагог, но и как балетмейстер -постановщик.

Постановки ставлю на любые темы, но прежде всего они должны быть мне интересны. Как я и сказала, музыка для меня – основополагающая часть. Люблю ставить классику, фолк, народно-сценические танцы, современную хореографию. Я не ставлю себе рамок. Хореография -искусство без границ!