Технология ДНК-оригами позволила ученым создать нанодвигатель

Многофункциональная биологическая молекула ДНК обладает более широкими возможностями, чем можно предположить. Ученые использовали технологию ДНК-оригами для создания нанодвигателя, способного к самосборке. Статья по теме была опубликована в издании Nature.

ДНК-оригами — технология, благодаря которой можно синтезировать специфические молекулы, комплементарно связывающие друг друга. В итоге происходит самопроизвольное образование весьма сложных наноразмерных систем.

В природе именно таким образом формируются естественные нанодвигатели — например, "шагающие" белки (кинезин), перемещающиеся по микротрубочкам, транспортируя те или иные грузы. Нечто подобное можно делать и искусственно, как доказали авторы нового исследования, немецкие ученые из Университета Мюнхена.

Ученые под руководством Генриха Дитца использовали ДНК-оригами для создания уникального нанодвигателя, который состоит из трех узлов — роторного рычага, платформы и основания. Движение возникает благодаря флуктуирующим электрическим силам, которые воздействуют на наноразмерный мотор. Главная фишка двигателя — возможность контролировать его скорость и направление вращения. Исследователи считают, что при помощи таких нанодвигателей можно проводить управляемые химические реакции, что открывает колоссальные возможности для практического применения разработки.