Смех человека ученые назвали стратегией выживания, выработанной в ходе эволюции




Фото из открытых источников
До сих пор несколько теорий пытались объяснить, что делает что-то достаточно смешным, чтобы заставить нас смеяться. К ним относятся нарушение (что-то запретное), вызывающее чувство высокомерия или превосходства (насмешка) и несоответствие – наличие двух несовместимых значений в одной и той же ситуации.
 
Ученые решили просмотреть всю доступную литературу о смехе и юморе, опубликованную на английском языке за последние 10 лет, чтобы выяснить, можно ли сделать какие-либо другие выводы.
 
После просмотра более 100 статей исследование дало одно новое возможное объяснение: смех - это инструмент, которым природа, возможно, снабдила нас, чтобы помочь нам выжить.
 
Ученые просмотрели работы по теориям юмора, которые предоставили важную информацию по трем областям: физические особенности смеха, мозговые центры, связанные с производством смеха, и польза для здоровья от смеха.
 
Это составило более 150 статей, в которых были представлены доказательства важных особенностей условий, которые заставляют людей смеяться.
 
Организовав все теории в определенные области, исследователи смогли свести процесс смеха к трем основным этапам: недоумение, разрешение и потенциальный сигнал "Все ясно".
 
Это повышает вероятность того, что смех, возможно, сохранялся естественным отбором на протяжении последних тысячелетий, чтобы помочь людям выжить. Это также может объяснить, почему нас привлекают люди, которые заставляют нас смеяться.
 

Эволюция смеха


 
Теория несоответствия хороша для объяснения смеха, вызванного юмором, н анимированный антигерой Гомер Симпсон заставляет нас смеяться, когда он падает с крыши своего дома и подпрыгивает, как мяч, или, когда он пытается "задушить" своего сына Барта, вытаращив глаза и хлопая языком, как будто он сделан из резины.
 
В этом случае смех не связан со всепроникающим чувством несоответствия или несовместимости. Речь идет о том, чтобы оказаться в конкретной ситуации, которая подрывает наши ожидания нормальности.
 
Например, если мы видим тигра, прогуливающегося по городской улице, это может показаться неуместным, но это не комично – наоборот, это было бы ужасно. Но если тигр катится, как мяч, это становится комичным.
 
Это примеры того, как человеческий опыт превращается в преувеличенную, мультяшную версию мира, где может случиться все, что угодно, особенно смешное.
 
Но чтобы быть смешным, событие также должно восприниматься как безобидное. Мы смеемся, потому что признаем, что тигр или Гомер никогда не причиняли вреда другим и сами не пострадали, потому что, по сути, их миры не реальны.
 
Таким образом, мы можем превратить смех в трехэтапный процесс:
 

  • Во-первых, нужна ситуация, которая кажется странной и вызывает чувство несоответствия (недоумение или паника).

  • Во-вторых, беспокойство или стресс, вызванные несоответствующей ситуацией, должны быть проработаны и преодолены (разрешение). 

  • В-третьих, фактическое высвобождение смеха действует как сирена, предупреждающая прохожих (облегчение), что они в безопасности.


 
Смех вполне может быть сигналом, который люди использовали на протяжении тысячелетий, чтобы показать другим, что реакция "дерись или беги" не требуется и что предполагаемая угроза миновала.
 
Вот почему смех часто заразителен: он объединяет нас, делает нас более общительными, сигнализирует о прекращении страха или беспокойства.
 

Любовь и смех


 
Анализ этих данных о смехе также позволяет выдвинуть гипотезу о том, почему люди влюбляются в кого-то, потому что "они заставляют меня смеяться". Дело не только в том, чтобы быть смешным. Это может быть что-то более сложное.
 
Если чей–то смех провоцирует наш, то этот человек сигнализирует, что мы можем расслабиться, мы в безопасности - и это создает доверие.
 
Если наш смех вызван их шутками, это помогает нам преодолеть страхи, вызванные странной или незнакомой ситуацией. И если чья-то способность быть смешным вдохновляет нас на преодоление наших страхов, нас больше тянет к ним. Это может объяснить, почему мы обожаем тех, кто заставляет нас смеяться.
 
В наше время, конечно, мы не думаем дважды, прежде чем смеяться. Мы просто наслаждаемся этим как вдохновляющим опытом и ощущением благополучия, которое оно приносит.
 
С эволюционной точки зрения, такое поведение человека, возможно, выполняет важную функцию с точки зрения осознания опасности и самосохранения. 
 
Даже сейчас, если мы сталкиваемся с опасностью, впоследствии мы часто реагируем смехом из-за чувства явного облегчения.