В США обнаружили самое старое каноэ, когда-либо найденное в районе Великих озер

Менее чем через год после того, как 1200-летнее долбленое каноэ было извлечено из озера Мендота в Висконсине, было найдено второе, еще более древнее каноэ. Радиоуглеродный анализ датирует его 1000 г. до н.э., что делает его самым старым каноэ, когда-либо найденным в районе Великих озер, и самым ранним прямым археологическим свидетельством использования водного транспорта в этом регионе. Археологи были настолько удивлены результатами, что трижды повторно исследовали образец дерева.

4,5-метровое каноэ было впервые замечено в мае морским археологом Висконсинского исторического общества Тамарой Томсен. Оно было обнаружено менее чем в 100 метров от того, места, где в 2021 году на дне обрыва на дне озера было сделана предыдущая подобная находка. Их близость может быть больше, чем совпадение. В настоящее время археологи исследуют древнюю береговую линию и уровень воды, чтобы выяснить, хранились ли каноэ рядом с древними деревнями, которые в конечном итоге были затоплены и потеряны.

Историческое общество Висконсина работало с партнерами из народа хо-чанк и племени Бэд-Ривер, чтобы поднять его со дна озера. Археологи выкопали его со дна озера вручную и подняли на поверхность с помощью плавучих мешков. Затем его перевезли в Государственный архив в Мэдисоне, где в настоящее время на консервации находится каноэ, обнаруженное в прошлом году.

«Обнаружение этого каноэ, построенного нашими предками, дает еще одно физическое доказательство того, что коренные жители населяли Тиджоп (Четыре озера) на протяжении тысячелетий, что земли наших предков находятся здесь, и у нас было развитое общество транспорта, торговли и коммерции», — сказал Хо- Президент Чанка Марлон УайтИгл. «Каждый, кто собирал урожай и превращал этот белый дуб в каноэ, вкладывал в него частичку себя. Сохраняя это каноэ, мы чествуем тех, кто был до нас. Мы ценим наше партнерство с Историческим обществом Висконсина, работая вместе, чтобы сохранить часть не только истории наших предков, но и истории нашего штата».

Археологи и члены племени будут вместе чистить и консервировать каноэ. После очистки каноэ погружают в тот же резервуар для консервации, в котором каноэ младшего возраста погружают в биодетергент (для предотвращения роста организмов за счет каноэ) и ПЭГ (для замены молекул воды в клетках древесины и предотвратить усадку древесины при высыхании). Они будут вымачиваться в чане в течение двух-трех лет, прежде чем будут подвергнуты сублимационной сушке. После заморозки древесина каноэ будет устойчивой даже при воздействии воздуха, поэтому их можно выставлять напоказ.