3600-летние клады могут содержать самые ранние серебряные деньги в Израиле и Газе

Новое исследование предполагает, что древние серебряные клады из Израиля и Газы, которые содержат не монеты, а кусочки драгоценного металла неправильной огранки, могут быть самой ранней известной серебряной валютой в регионе и, вероятно, прибыли из далеких регионов, которые сейчас являются Турцией и Европой.

Исследователи заявили, что эти недавно проанализированные клады датируются примерно 1550 годом до нашей эры, что на сотни лет раньше, чем другие открытия серебряных денег на территории нынешнего Израиля и Газы. Однако не все согласны с тем, что это новое открытие, а некоторые эксперты отмечают, что другие исследования уже показали, что серебряная валюта использовалась в этом регионе в эпоху средней бронзы.

Практика использования ограненного серебра в качестве валюты может быть признаком того, что администраторы в регионе — части «южного Леванта» — были более грамотны в численном отношении, чем их предшественники, что позволяло им точно измерять вес серебра при совершении платежей.

Вполне возможно, что рабочим платили согласованный вес серебра в соответствии с практикой, уже применявшейся в северном Леванте, регионе, в настоящее время охваченном Ливаном и Сирией. Такое предположение, как сообщает портал klady.info, выдвинула группа ученых под руководством Циллы Эшель из Хайфского университета. Их исследование было опубликовано в Journal of Archaeological Science.

Практика обмена серебра по весу на другие ценные предметы также была распространена в эпоху викингов в Европе.

«Использование серебра в качестве валюты в южном Леванте произошло в этот период, потому что оно было необходимо и существовала достаточно крупная организация, которая могла бы им управлять», - поясняют ученые.

Ими были изучены 28 серебряных монет из четырех кладов, найденных в археологических раскопках бронзового века: один из Гезера в Иудейских горах, один из гробницы в Мегиддо на севере Израиля, один из Силома на Западном берегу и один из Телль-эль-Эль-Аджул в Газе.

Авторы сообщили, что серебряные клады из Гезера, Шилоха и Телль-эль-Аджула не были найдены рядом с инструментами серебряных дел мастеров — факт, который они интерпретировали как свидетельство того, что клады использовались только для обмена, а не для создания других серебряных предметов.

Это указывает на то, что вес серебра использовался в качестве валюты в регионе, по крайней мере, с приблизительной даты этих кладов, которые охватывают период с 1600 г. до н.э. до 1550 г. до н.э., считают ученые.

Эшель с коллегами также попытались определить происхождение серебра в кладах, изучая их химические примеси и изотопы — вариации числа нейтронов в ядрах определенных элементов, которые изменяются с течением времени с известной скоростью из-за радиации.

Анализ выявил признаки широко распространенного перехода между источниками примерно в 1200 г. до н.э., возможно, от серебра, добытого в Анатолии (теперь Турция), к серебру, добытому в юго-восточной Европе, которое затем было доставлено в Левант в результате дальней торговли.

Серебро более позднего происхождения было удивительно похоже на серебро, найденное в знаменитых могилах микенской культуры бронзового века в Греции. Исследователи заявили, что эти захоронения могут иметь тот же источник серебра, что и клад из Телль-эль-Аджул.

«Поскольку серебряные изделия из Телль-эль-Аджула изотопно подобны серебру из микенских шахтных могил, возможно, что оба одновременных комплекса произошли из одного и того же источника», — пишут авторы в своем исследовании.