Ученые выяснили причину создания кривобоких игральных костей в Древнем Риме




Фото из открытых источников
Долгое время специалисты полагали, что древнеримские игральные кости намеренно создавались с кривыми и неравными гранями. Считалось, что это позволяло игрокам успешнее мухлевать. Однако поставленный учеными эксперимент доказал, что это было не так, сообщает портал Haaretz.
 
Исследователей в течение долгого времени удивляло, почему нация, чьи искусные строители создавали невероятные акведуки и величественные колизеи, играла кривыми костями. Все найденные археологами кости имели неровные грани, были разного размера, не имели равных углов и обладали прочими погрешностями формы.
 
Эксперты часто интерпретируют эту ошибку дизайна как форму мошенничества, попытку манипулировать формой кости, чтобы увеличить вероятность выпадения определенных чисел. Но новое исследование показывает, что это не так. Вместо этого странные качества этих древних игральных костей были связаны с тем, как римляне смотрели на мир и какую роль в нем играли судьба и боги. Результаты работы ученых были опубликованы в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
 
Исследование провели археолог Джелмер Эркенс, профессор антропологии Калифорнийского университета в Дэвисе, и Алекс де Вугт, профессор кафедры экономики и бизнеса Университета Дрю. Они вдвоем изучили образцы из 28 игральных костей римского периода, найденных в Нидерландах, а затем провели эксперимент, попросив ничего студентов воспроизвести аналогичные игровые фигуры.
 
Предыдущие исследования уже показали, что от 80% до 90% римских игральных костей были заметно асимметричны: то есть одна из их сторон отличалась по размеру не менее чем на 5% от других. 
 
 
Казалось, что в неправильных игральных костях действительно есть закономерность, поскольку у многих единица и шестерка помещались на противоположных поверхностях. Исследования вероятностей показали, что асимметрия влияет на шансы броска. Для этого существует математическая формула, но достаточно сказать, что чем больше разница между сторонами кубика, тем больше шансов выбросить число, расположенное на больших поверхностях.
 
Логика заключалась в том, что у студентов, участвующих в эксперименте, которые не играли в кости и не знали о цели эксперимента, не было стимула намеренно создавать игровые фигуры, которые позволят мухлевать. 
 
В результате эксперимента оказалось, что большинство студентов разместили единицы и шестерки на самых больших поверхностях асимметричных игральных костей, учитывая, что им заранее было велено использовать так называемую конфигурацию «семерок». Это означает размещение чисел таким образом, чтобы сумма двух противоположных граней кости всегда давала семь. Исследователи отмечают, что именно так расположены числа на большинстве римских и современных западных игральных костей.
 
 
Тот факт, что, подобно древним римлянам, современные студенты невольно создавали игральные кости, которые благоприятствовали выпадению единицы или шестерки, предполагает, что это особенности человеческого восприятия, а не попытка получить преимущество, утверждают исследователи.
 
Это говорит о том, что причина, по которой римляне делали кривобокие игральные кости, была довольно простой: им просто было все равно. Кости были разных размеров и из разных материалов, что также часто могло влиять на форму, и пока артефакт мог катиться, не имело значения, был ли он идеальным кубом.
 
Исследователи говорят, что это также дает нам ценную информацию о том, как, по мнению римлян, устроен мир. Древние тексты показывают, что римляне не совсем понимали концепцию вероятности и ее математические правила. Вместо этого они считали, что случайные события, такие как бросок игральной кости, управляются судьбой и зависят от благосклонности богов, таких как Фортуна, олицетворение удачи, и других сверхъестественных существ.