Бактерии-убийцы: ученые раскрыли тайну гибели древних цивилизаций

Четыре тысячи лет назад три важнейшие цивилизации Восточного Средиземноморья вымерли почти одновременно. Недавние результаты археогенетических исследований показывают, что именно эпидемии инфекционных заболеваний сыграли важную роль в этом. Ученые обнаружили ДНК бактерий, вызывающих чуму и брюшной тиф, в древних захоронениях.

За короткое время с 2200 по 2000 год до нашей эры пали две крупнейшие империи бронзового века — египетская и аккадская. А микенское королевство, охватывающее острова и побережье Эгейского моря, впало в глубокий кризис, проявляющийся резким сокращением населения, разрушением городов, исчезновением торговых путей и общим упадком культуры.

Дошедшие до нас хеттские, египетские и греческие письменные источники говорят нам, что в это время Восточное Средиземноморье пережило засуху, голод, землетрясения, гражданские беспорядки и набеги соседних племен. Археологи уже много лет ищут подтверждения этих фактов.

Однако в последнее время появились новые методы проверки других вероятных причин упадка цивилизации раннего бронзового века, таких как гипотеза массовой эпидемии. До сих пор из останков были идентифицированы только те заболевания, которые оставляют изменения в костях. Современные технологии анализа ДНК позволяют идентифицировать более широкий спектр инфекционных патогенов, которые влияли на население в прошлом.

Ученые под руководством археогенетика Гуннара Неймана из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка в Германии исследуя древние захоронения конца III тысячелетие до нашей эры в пещере Агиос Хараламбос на Крите обнаружили, что некоторые из умерших страдали от чумы и тифа.

В общей сложности авторы проанализировали 32 образца ДНК из пульпы зубов от людей, живущих между 2290 и 1909 годами до нашей эры. В двух случаях была обнаружена бацилла чумы Yersinia pestis, а в двух других-Salmonella enterica, которая вызывает брюшной тиф.

По мнению ученых, упадок древних цивилизаций, скорее всего, вызван совокупностью взаимосвязанных факторов. Длительные засухи, связанные с изменением климата, которые начались 4,2 тыс. лет назад привели к неурожаю, голоду и массовой миграции населения. А недостаток питьевой воды и ослабление иммунитета приводят к распространению инфекции.

Бацилла чумы Yersinia pestis - это бактерия, ответственная почти за все крупные эпидемии с древних времен до середины XIV века. Описан случай, когда после победы над израильтянами филистимляне захватили Ковчег Завета, после чего разразилась эпидемия. Однако оказывается, что инфекция поражала людей задолго до библейских событий — по крайней мере, с позднего неолита.

В прошлом году немецкие генетики, изучавшие останки четырех человек, которые жили на территории Латвии более пяти тысяч лет назад, обнаружили, что один из них, вероятно, умер от чумы. Это самый старый известный случай заражения. Ранее ученые из Дании и Великобритании проанализировали геномы, извлеченные из зубов 101 человека бронзового века, найденных на большой территории от Польского до Сибири. Авторы показали присутствие Yersinia pestis у семи умерших людей, живущих в III-м тысячелетии до нашей эры.

Исследователи сравнили анализ ДНК древних патогенов с возрастом останков и обнаружили, что в бронзовом веке существовала специфическая родословная Yersinia pestis. В течение трех тысяч лет он оставался эндемичным среди населения евразийских народов, передавался только при прямом контакте между людьми. Этот вымерший вид включает в себя все образцы ДНК в возрасте от пяти до двух с половиной тысяч лет, включая открытие на Крите.

Авторы считают, что это, скорее всего, была легочная чума, передаваемая воздушно-капельным путем. Позже, когда бацилла чумы приспособилась к передаче блох и вшей, появилась ухабистая форма, с которой связаны все смертельные эпидемии средневековья. Люди заразились от укусов насекомых, бактерия попала в кровь, и вместо воспаленных лимфатических узлов появились вздутия живота — опухоли.

Результаты генетических исследований показывают, что в раннем штамме Yersinia pestis отсутствуют несколько ключевых генов, ответственных за скорость передачи. Исходя из этого, ученые выдвинули версию, согласно которой чума, от которой страдали древние люди, не была такой заразной, как ее более поздние штаммы.