250 тысяч лет назад люди заводили детей в 26,9 лет, а как с этим сейчас

Американские ученые из Университета Индианы предложили новую методику, что позволяет узнать на основе мутаций ДНК средний возраст, в котором мужчины и женщины заводили наследников.

В журнале Science Advances исследователи рассказали, как проследили эти закономерности на протяжении тысячелетий. Оказалось также, что отцы в древние времена были значительно старше матерей. С веками разрыв сильно уменьшился.

По типам мутаций ДНК, оставленных в наследство потомкам, было выявлено: средний возраст деторождения в течение последних 250 тысяч лет составляет 26,9 лет. У мужчин — 30,7 лет, для женщин — 23,2 года.

Вообще, в ДНК накоплено множество данных о «взрослении» человечества. Изучение генетики помогает лучше понять историю эволюции и просчитать будущие риски.

Около 10 тысяч лет назад произошло увеличение среднего возраста матерей, сейчас он 26,4 года. Считается, что способствовали перемена рост населения и накопление успехов цивилизации.

Сегодня позже всех заводят первенцев в Азии и ряде европейских государств, но в странах с высоким уровнем жизни. Так, в Лихтенштейне, Японии и Южной Корее это 31-33 года. Чуть выше 30 лет эта цифра в Италии, Испании, Люксембурге и Швейцарии.

А раньше всех (с 19 до 23 лет) обзаводятся детками в бедных странах Азии и Африки с довольно молодым населением. В России первенцы рождаются в 26 лет, хотя 20 лет назад эта цифра была 23,5 года. А средний возраст деторождения в стране вырос с 26 до 29 лет.

Несовершеннолетних в числе мам около 1%. Это 11 000 детишек в год, в том числе 240 детей от мам-подростков в возрасте 14 лет и младше. Поздних родов с годами становится всё больше. В 2020-м более 3,8% детей появилось на свет у 40-летних мамочек и старше. После 50 лет были рождены 363 ребенка, а после 60 – 10 детей.