Ученые выяснили, что лед в Антарктиде таял еще в каменном веке

Шестьдесят процентов мировых запасов пресной воды связаны антарктическими ледяными щитами. Тридцать миллионов кубических километров льда, наверное, трудно понять. Но если бы растаял абсолютно весь лед Антарктиды, моря поднялись бы в среднем на 58 метров.

«Ледяной щит в Восточной Антарктиде хранит огромное количество воды. Это означает, что это самый большой возможный источник будущего повышения уровня моря — до 53 метров, если весь восточно-антарктический лед растает — и рассматривается как самый большой источник неопределенностей в будущем планировании адаптации к уровню моря», — говорит доцент кафедры географии НТНУ Ирина Рогожина.

Большая часть таяния льда в Антарктиде происходит из-за таяния шельфовых ледников под воздействием океана и откалывания льда. По ее словам, это, в свою очередь, приводит к ускорению ледяных потоков на суше и большему выбросу льда в океан, где он теряется из-за таяния.

Это также, вероятно, было причиной большей потери льда в более теплые периоды прошлого. В Гренландии на эти два процесса приходится около 65% всей потери льда.

Но не весь лед должен растаять, прежде чем это может иметь серьезные последствия.

Исследователи из NTNU входили в группу ученых, исследовавших лед на Земле Королевы Мод в Восточной Антарктиде. Результаты показывают, что этот сектор ледяного щита сильно менялся с течением времени. Эта информация важна, поскольку исследователи пытаются больше узнать о климате планеты и о том, как он меняется.

Группа Рогожиной изучала ледяной щит в Восточной Антарктиде и его таяние, произошедшее несколько тысяч лет назад. Результаты были опубликованы в журнале Communications Earth & Environment.

Ледяной покров Антарктиды распределен неравномерно и неравномерно. На западе большая часть ледяного щита лежит ниже уровня моря на глубине до 2500 метров. Это делает его очень уязвимым для потепления океана. Напротив, большая часть ледяного щита на востоке находится прямо на суше над уровнем моря, что означает, что он менее чувствителен к влиянию океана.

Этот сектор ледяного щита в Восточной Антарктиде в прошлом был тоньше, чем сейчас, и совсем недавно. Фактически, он стал тоньше после окончания последнего ледникового периода, когда массивные ледяные щиты ранее покрывали Северную Америку, северную Европу и южную часть Южной Америки. Когда эти ледяные щиты растаяли, они подняли уровень моря более чем на 100 метров.

«Из данных, которые мы представили в нашем исследовании, мы пришли к выводу, что восточно-антарктический ледяной щит на Земле Королевы Мод также быстро таял по своим окраинам между 9000 и 5000 лет назад, в период, который мы называем серединой голоцена. В это время в некоторых частях мира лето было более теплым, чем сейчас», — сказала Рогожина.

«Хотя такая реакция восточно-антарктического ледяного щита на тепло во время голоцена не является полностью неожиданной, все же трудно и тревожно поверить, что вялый восточно-антарктический ледяной щит может измениться так быстро», — сказала она.

Трудно найти простое и легкое объяснение такому поведению или определить точное время, когда произошло таяние, не в последнюю очередь потому, что условия в этой части мира временами довольно негостеприимны.

Но исследователи нашли способ разгадать эту тайну.

Исследовательская группа изучила камни из различных нунатаков на Земле Королевы Мод на предмет воздействия космической радиации.

«Нунатаки — это горы, торчащие из-подо льда. Мы посетили нунатаки и взяли образцы», — говорит Ола Фредин, профессор кафедры геолого-геофизических исследований и нефти.

Исследователи изучают различные изотопы или варианты таких элементов, как хлор, алюминий, бериллий и неон, в породах нунатаков. С помощью космогенных изотопов они могут выяснить, насколько высоким был лед в течение геологического времени на Земле Королевы Мод. Фредин сравнивает это с использованием щупа для измерения уровня моторного масла в вашем автомобиле.

Таким образом, исследователи могут что-то сказать о том, как долго камни подвергались воздействию космического излучения. Затем они также могут сказать что-то о том, как давно скалы находились под защитным слоем льда и, таким образом, не поглощали никакого космического излучения.

Для этого они используют данные из разных областей и запускают различные компьютерные симуляции.

Исследователи также считают, что они находятся на пути к тому, чтобы найти причину, по которой сектор ледяного щита в Восточной Антарктиде так сильно истончился сразу после окончания последнего ледникового периода.

«Мы считаем, что ледяной щит стал менее стабильным из-за более высокого регионального уровня моря и более теплой воды, поднимающейся из океанских глубин в полярных регионах, проникающей под кромку льда и таяющей снизу. Это приводит к распаду крупных айсбергов и ускоряет движение льда с суши в океан, что, в свою очередь, утончает внутреннюю часть ледяного покрова. Процесс аналогичен тому, когда дом на склоне холма теряет опорный фундамент и начинает сползать вниз по склону», — рассказала Рогожина.

Короче говоря, менее устойчивые, быстротекущие части ледяного щита в Восточной Антарктиде, которые называются шельфовыми ледниками и плавают в океане, разрушались легче, что, в свою очередь, приводило к тому, что ледяной щит становился намного тоньше в течение относительно короткого времени. время, с геологической точки зрения, или от нескольких сотен до тысяч лет.

Космическое излучение также может помочь исследователям выяснить, насколько часто лед покрывает определенную площадь. Ученые также исследовали это.

Результаты показывают, что лед на Земле Королевы Мод чаще всего бывает толстым вдоль побережья. Но не дальше континента, где горные вершины выступают сквозь лед, а земля может быть высотой в несколько тысяч метров.

«Мы обнаружили, что массивы суши вдоль побережья Земли Королевы Мод были покрыты льдом от 75 до 97 процентов времени в течение последнего миллиона лет», — сказал Фредин.

«В отличие от районов вдоль побережья, которые большую часть времени были покрыты льдом, мы обнаружили, что горные вершины дальше вглубь континента были покрыты льдом всего лишь в 20% случаев», — сказал Фредин.

Толщина ледяного щита и скорость движения, таким образом, сильно меняются в течение более длительных периодов, и горный хребет дальше вглубь континента, по-видимому, является важным разделителем между динамичным побережьем и ледяным щитом дальше к Южному полюсу, толщина которого меняется гораздо меньше.